Крупнейшее русскоязычное туристическое сообщество

Пенсионерский тур - день третий - в долине Фломсэльвы

Автор рассказа bmaria, опубликовано 04.03.13
Прочитали 1274, нравится 2
В прошлом году я была гидом в группе пенсионеров. Нас было всего 10 человек. 8 из нас были только российскими пенсионерами - в Норвегии они были обычными взрослыми людьми. Только одна из женщин по возрасту была пенсионеркой и в понимании норвегов.
Это небольшой фрагмент расказа о ниших приключениях....
Сегодня нас ждет главное приключение данной поездки: мы едем высоко в горы на поезде, потом в течение дня спускаемся вниз по горной долине. Идти всего 18 километров. Мои попутчики еще не очень понимают разницу между 18 километрами и 18 норвежскими километрами. Некоторые из них удивленно смотрят на меня: "Почему ты говоришь, что мы будем идти целый день? Восемнадцать поделить на пять (ну ладно, на четыре), получается, что идти часа четыре". Я смотрю загадочно на них и отвечаю, что вечером после они смогут посетить сувенирные лавки.
Быстро собираемся, берем с сабой сухой паек и идем на железнодорожную станцию. Эту поездку мы планировали заранее и нам даже предоставили групповую скидку. Мы едем первым поездом.
Тысячи туристов ждут посадки. Суета. Как все влезут? Всем ли достанется место? Наконец, толпа двинулась к поезду.
На одном из вагонов я увидала т табличку "Мария, Россия". Это означает, что эти места зарезервированы для нас. Уселись, в вагоне мониторы, показывающие наше местоположение и рассказывающее о поездке. С нами в вагоне только японцы и корейцы. Мы это узнали потому, что информация на мониторе отображалась только на трех языках. Поезд, наконец, тронулся. Вид становится все более и более завораживающим. Сидеть на месте нет сил - хочется смотреть то в правое, то в левое окно. Водопады несутся, реки пенятся. Поезд поднимается все выше и выше. За час мы должны преодолеть 20 километров. Магическое число двадцать: 20 километров, 20 лет строительства, 20 туннелей, 20 крон стоил когда-то первый билет. Поезд идет в длинный туннель, где путь в горе делает разворот на 180 градусов. Туннель заканчивается и слева открывается такой вид на ущелье, что просто захватывает дух. Вдруг, поезд останавливается и все вываливаются наружу. Огромный водопад несется прямо у наших ног.
Щелкают фотоаппараты – поезд здесь стоит только 10 минут, надо всем успеть сфотографироваться. К сожалению, для полной картины не хватает хюльдр - женщин троллей, которые танцуют и поют на фоне водопада. Подозреваю, что они одни из нас..
Наконец, кондуктору удалось всех запихнуть обратно в поезд и он поехал дальше, опять вверх. Состав идет мимо озера Молодого олененка, которое является началом для того огромного водопада. Озеро еще все подо льдом.
Следующая остановка "Озерный перешеек" - Ватнахалсен. Именно здесь, мы решили выйти из него. Выши только мы. Мы на высоте 811 метров над уровнем моря. Все поехали дальше в Болотную долину - Мюрдаль. Поездка на поезде очень впечатлила, не случайно, эта железная дорога занимает второе место по красоте в Европе. Первое принадлежит тоже норвежской дороге Раумабане.
Ватнахалсен - небольшое местечко, здесь всего лишь пару домов. Один из них старый отель с одноименным названием. Говорят, что он был первым электрифицированным отелем Норвегии. Но нам отель ни к чему - наша цель Ралларвеген - "дорога железнодорожных строителей". Первоначально была идея сделать крюк, чтобы полюбоваться озером Молодого олененка. Но от этой идеи пришлось воздержаться - слишком много снега. Вообще увиденное нами впечатлило всех.
Ладно, мои попутчики, но я... Я была здесь много раз, но никак не думала, что будет так много снега.
Итак, мы встали на тропу. Мать моя, единственная настоящая пенсионерка, до сих пор вспоминает эту дорогу, как какой-то кошмар. Еще бы 21 поворот на 180 градусов, местами уклон до 16 градусов. Как рассказывает моя мать, "ноги стали ватными, коленками сзади и совсем перестали слушаться". И все это местами по снегу. Кое-как, живыми прошли эти повороты. Это было всего лишь километра два, не больше. Все уже устали. Можно только предполагать с какими лицами здесь спускаются велосипедисты. Маршрут очень популярен - двадцать тысяч безумцев в год. И никаких ограждений.
Мы уселись на ближайших камнях – потрачено много сил, можно и бутерброд съесть и водопадной водой запить. Как раз здесь находился Мюрдальский водопад с тремя рукавами. Как раз здесь встала радуга! Потихоньку идем дальше. Дорога стала менее крутой, снега почти нет. Теперь мы идем вдоль реки, она нас будет сопровождать прямо до Флома.
Дошли уже до местечка Кордал. Здесь обычно туристов встречают козы, много коз. К моему удивлению их здесь нет. Спрашиваю у местных: "Где?". Они удивленно смотрят на нас: "На выпасе внизу, здесь же травы еще нет". И то верно. Идем вниз.
Мать моя совсем уже поникла - идет еле-еле. Решено: в Бломхеллере посажу ее на поезд. Обещаю ей, что метров через 800 она будет у цели. Пришли на станцию, нашил расписание. Напротив "Бломхеллера" стоит "остановка по требованию". Интересно, чтобы это значило? Решили, что надо махать руками. До поезда всего 5 минут, раздеваюсь до красной футболки, чтобы лучше меня было видно. Холодно! Наконец, показался поезд.
Мы втроем все ему машем, он нам мигает фарами: "Вижу я вас, вижу", - а мы все машем. К счастью, удалось запихнуть мать мою в поезд. Она счастливая ехала и думала, что ее муки, наконец, кончились, по крайней мере, сегодня. И все же она молодец, прошла 7, 5 километров по норвежским горам. Я предлагала и другим попутчикам сесть в поезд, но они гордо отказались
Так нас осталось девять. Не торопясь идем по долине вниз – у нас еще весь день впереди. С погодой повезло: нет особого солнца, но главное нет дождя.
Встречаются полевые цветы – ромашки, анютины глазки, а вот и царица цветов - орхидея - неприхотливо растет на железнодорожной насыпи. Других таких ненормальных почти нет - только пара испанцев, то обгоняет нас, то опять отстает. А мы все идем и идем вдоль реки вниз по долине.
На дороге встречаются, то туннели, то калитки. Калитки надо обязательно закрывать за собой - это чтобы козы не сбежали. Встречаем большое козлиное стадо, пофотографировали очаровательных коз и пошли дальше. Последний закрыл калитку.
Вдруг, мы поворачиваемся назад и о, ужас, сотни коз несутся на нас. Во-первых, было страшно - они все с рогами, во-вторых, нет уверенности, что мы в этом не виноваты. Калитку вроде бы закрывали, но все же... Что делать неясно.. Пытаемся пойти обратно, крича при этом козам: "Бе, ме"... Разумеется, они нас не слушаются...
К нашему огромному счастью, впереди показалась хозяйка. Это надо же так совпасть, что именно в тот момент, когда мы шли по этой дороге, она решила перегнать стадо на другой выпас. Она посмеялась, когда я ей рассказала о своих "бе, ме". Вот уж классическая иллюстрация к фразе: "После, не значит вследствие"...
А мы все идем и идем. Сделали опять привал, едим последние бутерброды. Проходит поезд. Мы всем машем руками и пассажиры радостно машут нам. Чувствуем себя такими счастливыми. Часто встречаются указатели "До Флома десять километров, девять, семь..."
Километры уменьшаются медленно, а усталость нарастает быстро. Идем, идем, идем.
Мы очень обрадовались, когда увидели фломскую церковь. Значит, Флом уже рядом. Церкви всего 450 лет, по норвежским меркам она совсем еще молодая женщина. Зашли внутрь, посидели, немного отдохнули, зарегистрировались в книге посетителей. Там же встретили все тех же испанцев. В нижней части долины мы немного потерялись - дорога были одна, а каждый шел в своем темпе.
Часов в шесть вечера я пришла в нашу хитту. Мать моя, такая счастливая, лежала на диване и разгадывала кроссворды. Двое других рассматривали свои мозоли. Те, которые меня обогнали, к моему удивлению пришли позже - они взяли правее, и их дорога была несколько длиннее. Они решили сейчас зайти в магазин за хлебом, потом уже сил не будет. О сувенирных лавках речи уже не шло.
Мы были в пути около 8 часов, разумеется, очень устали. Мои попутчики уже четко понимали, что значит "один норвежский километр". Одна из дам сразу пошла спать. Другие обитатели домика ее удивленно спросили: "Что даже в душ не пойдешь?" "Я сегодня не вспотела", - сказала чуть живая она. Через пять минут она уже спала. Другие тоже последовали ее примеру - завтра наши приключения начинаются рано - автобус в 7-25.
  • Выбор фотографии
  • Все фотографии одной лентой
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Поделиться ссылкой:
Комментировать   Мне нравится
Чтобы ставить отметку "Мне нравится" надо зарегистрироваться.
Для этого укажите ваш псевдоним и адрес email.
Псевдоним:
E-mail:
Пол:
Если вы уже зарегистрированы в сообществе,
введите ваши данные здесь

Показать все комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии надо зарегистрироваться.
Для этого укажите ваш псевдоним и адрес email.
Псевдоним:
E-mail:
Пол:
Если вы уже зарегистрированы в сообществе,
введите ваши данные здесь