Крупнейшее русскоязычное туристическое сообщество

Готовы помочь информацией о Дубровнике

Жека-64
Иgor

Сокровища Дубровника

Автор рассказа Жека-64, опубликовано 14.03.13
Прочитали 1983, нравится 4
Часть первая, дорожная
Итак, чета Далматин ждёт нас в Дубровнике. Луко заранее мне по почте написал, что всю ночь шел дождь и посоветовал быть в пути предельно осторожным. Ну а по расчетам всего нам предстояло преодолеть полторы сотни километров примерно за три часа, при этом часть пути, 4 километра проходит через Боснию и Герцеговину. Боснийцы или босанцы, насколько я знаю, еще во времена процветанию СФРЮ были героями анекдотов, это были типа как наши чукчи.
Ну вот, например:
Приехал Муйо в Германию устраиваться на работу.
Его документы проверили, увидели, что он из Боснии:
- Извините, пожалуйста, к сожалению, мы не принимаем на работу боснийцев - вы ленивые
- Ой нет - отвечает Муйо - это черногорцы ленивые, а мы глупые.
Погода перед выездом из Макарски немного разгулялась, потому и настроение было самое подходящее для автопутешествия. Бодрое!
Еще меня привлекало то, что навигатор спланировал нашу поездку прямо по линии побережья Адриатики, а это гораздо приятнее для глаза, нежели поездка по прямой по какой-нибудь автостраде. Петляет дорога постоянно, проходит мимо десятка бухточек, мимо городишек, практически каждый дом в которых украшен табличкой Sobe-ApatrmanI-ZImmer-Rooms-Camere. Вас везде ждут с распростертыми объятиями. Примерно через час навигатор нас стал принуждать свернуть с дороги в город Плоче. Перед нами ехали немцы, которые, предполагаю, тоже двигались по навигатору, потому они тоже в Плоче завернули, а итальянцы, возглавлявшие нашу мини-автоколонну, рванули прямо, согласно указателю, то есть на Дубровник.
Свернув в город мы потеряли из виду немцев, а вот навигатор стал настаивать на том, что нам непременно надо направляться на пристань, на паром!! Какая пристань? Какой паром? Оно, конечно, понятно, паромное сообщение между Плоче и Дубровником существует, но зачем нам кузнец (зачеркнуто) паром, когда мы знаем точно, что и сухопутным способом можем попасть в Дубровник. В общем, перестали мы слушаться электронной коробочки и выехали из города обратно на трассу согласно дорожным указателям. Однако с завидным упорством навигатор нас заставлял по возможности развернуться – и грузиться на паром в г. Плоче… опустим пока продолжение рассказа о наших мытарствах с навигатором.
Практически сразу после Плоче окружающий нас пейзаж радикально преобразился, пропали в одночасье все домики с черепичными крышами, пропали морские бухточки, пропали деревья и кусты, карабкающиеся вверх по крутым склонам. Мы попали в Неретванскую долину. Место интересное как с исторической точки зрения, так и с географической…в общем, здесь они густо переплелись.
Согласно многочисленным источникам, именно по реке Неретва, славянские племена устремились к Адриатическому морю, основав могущественное Неретванское княжество, которое, как гость в горле было могущественной Венецианской Республике. Бились они друг с другом непонарошку! Считается, что это княжество, ну и некоторые другие, стали предтечами нынешней Хорватии.
Считайте, что долина со всех сторон окружена горами (в принципе, так оно и есть). И всё это пространство усилиями рук человеческих превращено в огромный-преогромный огород! Пресной воде здесь не дают просто так стечь в море, система водоканалов словно расчертила прямыми линиями всю долину на плодородные угодья. Насколько велика и обустроена для сельского хозяйства эта долина вы можете представить, взглянув на фотографии.
Снова у меня конфликт с навигатором, дорожные знаки указывают вполне определенно на Дубровник, а мой «помощник» упорно пытается сбить меня с пути.
За окном достаточно прохладно, небо затянуто облаками, термометр выше 10 градусов тепла не поднимается. Обочины дороги плотно оккупированы лавочками, торгующими разными колхозными прелестями. Хоть и вылазить из машины в шортах на улицу не особенно тянет, но проехать мимо таких соблазнов просто грешно! Попытка купить овощей/фруктов, оливкового масла и спиртного превращается в полноценную дегустацию этих блюд. Как всегда, гостеприимные и разговорчивые хорваты не ограничиваются процессом товар-деньги, им нужно поговорить, угостить покупателя тем или иным продуктом, ну а уж если речь зашла о покупке лозовачи или шливовицы, то тут рюмочки всегда припасены для дегустирования. Груженные пакетами с помидорами и огурцами, яблоками и инжиром, вареньем, бутылочкой оливкового масла с розмарином и
красным перчиком, литром моей любимой шливовицы, мы уже было отъезжали от лавочки, как следом за нами припарковался автомобиль с российскими номерами, 48-ой регион. Находчивый продавец кричит нам вслед: «Останьтесь, будете мне переводить!»
Мы уже отъехали на 87 километров от Макарски, до Дубровника осталось еще меньше, а навигатор уже раскалился от настойчивых требований вернуться обратно в Плоче и отправится по морю в Дубровник. И только лишь тогда, когда мы въехали на территорию Боснию и Герцеговины, когда на мониторе навигатора пропало всякое изображение, кроме символического изображения автомобильчика, до меня, наконец-то дошло: ведь карта БиГ у меня не загружена в Garmin, вполне естественно, что мой электронный приборчик так дурачился!
К слову, о границе. При её пересечении мы не испытали никаких проблем, никаких вопросов: на выезде из Хорватии показал паспорта и права, а на обратном въезде и того не понадобилось. С таможенницей состоялся простой диалог:
- Я могу проехать?
- Конечно!
Хотя, я допускаю, что так всё легко давалось потому, что мы передвигались на машине с хорватскими номерами…ну и еще плюс моё перфектное знание языка:)
Четыре километра по Боснии. Вроде бы тоже самое, что и Хорватия, но когда мы в кафе остановились попить кофе, то как-то по обстановке, по обслуживанию по прочим неприметным вещам, показалось, что тут победнее. Да, за кофе расплатились кунами, нормально.
И вот, снова вернувшись в Хорватию, мы оказались в весьма привлекательном гастрономической точки зрения районе. Знаете, что такое kamenice?
В окрестностях города Стон, по обеим сторонам дороги, расположились фермы по выращиванию мидий и устриц.
И что интересно – продают их только в промышленных масштабах, оптовым покупателям. Ну где, где можно попробовать свежайших моллюсков?! Справа промелькнул небольшой киоск с надписью Kamenice, проехав еще с километр вперед, я понял, что только в этом месте мы сможем порадовать свои желудки устрицами, разворачиваемся – и подруливаем к киоску. Цена – 6 кун за штуку, берем дюжину, бабуля-продавщица ловко ножичком вскрывает раковины, снабжает нас лимончиком и: «Добар тек! » Будете смеяться – я впервые в жизни ем устриц, ощущения настороженные, непривычные. Надо признать, что блюдо очень питательное, чистый белок, начинает более-менее нравится с третьей-четвертой штуки. Зато потом – не голоден долгое время. Пока мы поглощали моллюсков, перед нашими глазами, на другой стороне залива опоясывала гору Великая Китайская стена. Хотя нет, какая же она Китайская? Но то, что она великая, самая высокая во всей Европе – это уже факт.
Такую махину длиной в 5 с лишним километров отгрохали всего лишь для того, чтобы жителям Дубровника жилось припеваючи. Ведь эта стена и крепость появились после того, как прозорливые дубровчане в XIV веке прикупили у Боснии Неум, залив Бистрина и часть полуострова Пелешац. Строили они потом укрепления, а потом через сто лет взяли – и обратно Неум вернули Боснии. В чём, спросите вы, прикол? Не секрет, что хорваты жестко воевали с венецианцами за источник соли, за Стонскую Солану. Так вот эти «соляные войны» сошли на нет с момента создания, как сказали бы сейчас, буферной зоны, которая не давала венецианцам подобраться по суше к Стону и Дубровнику. Вот и вся столетняя история!
На этом завершается и дорожная часть повествования, потому как на оставшемся отрезке пути до Дубровника ничего примечательного мы не обнаружили, хотя.
Вот возьмите, например, этот мост на самом подъезде к городу. Проезжаете вы по нему справа налево или наоборот его длина остается неизменной (о чем сообщает соответствующая табличка). Другое дело, что с одной стороны мост называется «Мост Дубровник», а с другой – «Мост Франьо Туджмана».
Итак, друзья, мы, начав наше путешествие в Пуле каких-то 12 дней назад, добрались до конечного пункта в хорватском маршруте – до Дубровника! Ура!
Часть вторая, романтическая
Еще на стадии планирования маршрута и бронирования апартаментов я отметил для себя фотографии вида на Дубровник, сделанные из номера. Но действительность превзошла ВСЕ ожидания!
Наши хозяева, Лука и Анна Далматин. Лука постоянно следил за тем, чтобы я наш автомобиль не оставлял на платной стоянке, а ставил на бесплатной, то есть это был кусочек перед его домом, на котором он ставил мопеды: подъезжаешь, Лука убирает мопед – и ты становишься на это место. А Анна вообще прелесть…бывшая преподавательница, филолог, сразу атаковала наши уши. Плюс ко всему она еще страстная почитательница русской словесности. Имена наши она знала, Евгений и Татьяна, но когда ей стала известна и фамилия моей жены, то это было просто грандиозно! Фамилия, кстати, Ларина. Так вот каждый раз, когда мы встречались с Анной, она восторженно описывала свою любовь к русской литературе, а уж «Евгений Онегин» - это один из её любимых романов, а когда она читает письмо Татьяны к Онегину, то рыдает! Такие вот они замечательные. Мы им очень благодарны были.
Часть третья, кошачья
Где-то я читал, что в стародавние времена кошек экспортировали в Африку из Хорватии. Может быть! Я сам как-то равнодушен к этим зверям, но они и вправду украшают своим присутствием эти старинные города Хорватии, кажется, они даже придают им некий домашний колорит, уют, беззаботность…словом, в Дубровнике я и кошек стал фотографировать.
Часть четвертая, настенная
Мои знакомые, будучи в августе Дубровнике, не рискнули подняться на городские стены, в самый разгар дня…при температуре +30 - 35 градусов. Мы же в сентябре гуляем, да еще вот второй половине дня, так что всё чётко! Попасть на городские стены, протяженность которых составляет чуть меньше 2000 метров (хм, а Кремлёвские стены на какое расстояние тянутся?) – значит расстаться с 70 кунами с человека.
Вообще-то, по сравнению с другими городами побережья, Дубровник производит впечатление респектабельного и солидного города (ну разве что еще Опатия такая же), намного больше англоговорящих и азиатских туристов, практически не слышно и не видно поляков. Насчет поляков, может, и ошибаюсь, в одном из храмов Дубровника я даже застал проповедь на польском языке, но, по-моему, «погоду» в городе делают туристы иного уровня. Я не утверждаю, но мне показалось, что основной наплыв туристов в город происходит из недр круизных лайнеров, швартующихся на рейде Дубровника.
Вместительные лодочки курсируют между суднами и берегом, забрасывая многолюдный десант в Старый город, а он, я вам скажу, нерезиновый! В итоге, в разгар дня, вы будете видеть больше туристов и гидов, нежели городские достопримечательности. Мой вам совет – выбирайте вторую половину дня для изучения и любования городом.
Извините, отвлекся.
Есть, конечно, соблазн начать с самых первых мгновений прохода по мосту через ворота в Старый город, но, всё-таки, сначала о стенах.
Экскурсия по городским стенам позволяет совершенно оригинальным способом взглянуть на прелести Дубровника. У меня лично создалось впечатление…вернее, я представил себя в роли средневекового солдата, обходящего дозором вокруг города и пристального всматривающегося с высоты городских стен вдаль: где вы венецианцы, не приближаются ли турки или еще какие нехорошие люди?!
Открытием для меня стал факт, что нынешняя территория города была в ранних средних веках разделена морским проливом, при этом на побережье жили хорваты-славяне, а на островке Лаус ютились потомки древних римлян. В XI-ом веке пролив был ликвидирован, то есть осушен, что позволило расширить кольцо оборонительной стены до размеров центра Старого города. Если учесть, что, например, в IX-ом столетии укрепления помогли пережить пятнадцатимесячную осаду Сарацин, то понятно, что оборонительная мощь города только усиливалась.
В те времена толщина стен достигала полутора метров, что в принципе, было достаточно для обороны. Тем не менее, к XIV-му столетию в защитную стену города были встроены 15 сторожевых башен. К этому моменту город окончательно избавился от присутствия венецианцев, однако реальную угрозу еще представляли турки, поэтому, если можно так сказать – всем миром, а именно гражданами, строителями и правительством Дубровника продолжилось и далее укрепление оборонительных порядков.
С определенной условностью можно считать, что форма Старого города напоминает параллелограмм, на углах которого обосновались четыре мощных крепости.
Северную сторону города сторожит монументальная круглая башня под названием Минчета
(своим названием башня обязана роду Минчетичей, владевших участком земли под строительство укрепления),
западная сторона и Ворота Пиле находятся под охраной великолепного по своей красоте форта Бокар,
который вместе с крепостью Св. Лаврентия
надежно прикрывают подход со стороны моря к западной части города.
В свою очередь, с восточной стороны, там где находятся Ворота Плоча, высится могучая крепость Ревелин,
а самый сложный и крупный оборонительный рубеж, Форт Св. Иоанна,
расположился в юго-восточной части города.
Трудно представить сколько строительного материала ушло на возведение такой грандиозной линии обороны: только представьте, в некоторых местах высота стены достигает 25 метров, наземные стены в толщину составляют 3-4 метра, со стороны моря стены поскромнее – каких-то 150-300 сантиметров!
А еще городская оборонительная стена включает в себя более мелкие круглые и квадратные башни, бастионы, есть даже глубокий-глубокий ров в северной части укреплений, что уж говорить о пушках! Их для защиты города изготовили более 120 орудий, причем все они изготавливались силами собственных мастеров и являлись эталоном боевых орудий в этой части мира. Говорят, что самую известную пушку изготовил Иван Рублянин, дубровчанин.
А я подумал: как интересно – у нас Андрей Рублев написал «Святую Троицу», его хорватский почти однофамилец отлил пушку. А еще прогулка по городским стенам привлекательна тем, что вы сможете полюбоваться на великолепное открытое море Дубровника
(чего вы, находясь в Задаре, Шибенике или Порече, никогда не увидите) или же увидите, как протекает повседневная городская жизнь, но только вы как бы с высоты будете за всем происходящим наблюдать. Об этом лирическом – в следующей главе.
Часть пятая, лирическая
Бродите вы по улочкам города или, взобравшись на верхотуру защитных стен, осматриваете окрестности, уверен, что вашему глазам придется нелегко: столько всего необычного, красочного, торжественного и, в то же время, такого интимного и нежного предстанет перед вашим взором, что вы неизбежно попытаетесь всё это запечатлеть в памяти!
Тут вам живописные фрагменты архитектуры и милые дворики...
тут на балкончике сидит три мужичка и потягивает вино на глазах у проходящих туристов…
тут беззаботно сушится нижнее белье.
Вдруг на значительном расстоянии от берега вы замечаете девушку с веслом, девушку, которая стоя на доске пытается по морю обогнуть город с востока до запада.
Затем рекомендую сходить на пляж, ориентирами вам будут отели East-West и Excelsior. Обязательно возьмите белоснежный лежак – и засыпайте на пару часиков. Легкий ветерок будет ласкать ваше тело, а белые-белые занавеси будут колыхаться на ветру, создавая абсолютную иллюзию совершенства бытия.
Вечером, когда солнце спрячется на отдых, снова отправляйтесь в город, садитесь за столик в кафе, пусть это будет Nautika (www.nautikarestaurant.com) или Orhan (www.restaurant-orhan.com) – и наслаждайтесь жизнью, Дубровник вам поможет!
Часть шестая, разрушительная
6 апреля 1667 года город в 8 часов утра исчез: погибло несколько тысяч человек, было разрушено две трети зданий, корабли затоплены, порт пропал. Среди погибших был и правитель города. Ужасное землетрясение 1667 года обрушило на Дубровник град камней с холма Срдж, вся земля покрылась трещинами, а воздух наполнился клубами пыли. Вспыхнул пожар, который не унимался почти двадцать дней, а возникшее в результате землетрясения цунами скрыло под водой порт и стоявшие там корабли.
Город восстанавливался после трагедии, был принят Закон, благодаря принципам которого был заново возрожден Дубровник, его улицы и строения домов были построены с учетом снижения риска от возможных разрушений.
Следующая драма в истории города развернулась уже в недалеком нашем прошлом. Снаряды и ракеты обрушились на стены Дубровника 6 декабря 1991 года, 14 человек было убито и около сотни ранено. Всего же за месяцы варварских бомбардировок оборвалась жизнь 114 горожан. Дубровчане очень трепетно относятся к своему историческому прошлому, поэтому на вершине горы Срдж, с которого обстреливался город, был установлен памятный крест.
В 2005 году масштабные восстановительные работы были завершены – и город вновь засиял своей красотой, в первую очередь новой черепицей на крышах домов.
Надо отметить, что хорваты чтят погибших, не забывают свою историю. Так, и в самом городе вы найдете выставку, посвященную Отечественной войне, и на горе Срдж – музей Гражданской войны, кроме того продается и литература, и даже DVD-диски, но, что мне показалось важным – никакой истерии по отношению к сербам! Свободно ездят машины в сербскими номерами…меня один раз за мой прононс приняли за серба…и никакой агрессии. Это радует!
Часть седьмая, возвышенная
И всё-таки, сколько бы времени вы не провели в Дубровнике – если вы не поднялись на фуникулере на смотровую площадку на горе Срдж, считайте вы город и не видели! Конечно, можете добраться до вершины на автомобиле, экстремалы, наверняка, выберут пеший извилистый маршрут, однако, самый прекрасный способ – это канатная дорога.
Всё удовольствие обойдется вам (если вы, конечно, уже во взрослом возрасте находитесь) в 87 кун. За эти деньги вас доставят на гору и заберут обратно. Конечно же постарайтесь занять в кабинке стратегически правильную позицию, с тем чтобы снова и снова фотографировать Дубровник.
Право, это стОит того, ибо в ясную погоду видимость со смотровой площадки достигает шестидесяти километров. Мало того, что вы будет вглядываться в горизонт, там где море сливается в один цвет с небом, так вы еще и Боснию с Герцеговиной увидите.
На высоте четыреста метров над уровнем моря вас еще ждет Форт Империал, возведенный наполеоновскими войсками в начале XIX столетия, небольшая фотовыставка о строительстве и восстановлении канатной дороги, магазинчик с сувенирами.
Вы устраиваетесь в кафе под легким солнцезащитным зонтом…чашечка кофе – и полное ощущение того, что мечта сбылась: сбылась мечта проехать по Хорватии от Истрии до Дубровника, преодолеть более тысячи километров как по суше, так и по морю, запечатлеть изумительные адриатические виды на фотоаппарат и «жесткий диск» своей памяти, поесть чевапчичей и пршут, наговориться вдоволь на хорватском. Думаю, мы еще вернемся в эту хорошую страну!
P.S. я нарочито не вдавался в описание исторических шедевров Дубровника, уверен, что тысячи человек сделали это до меня, и еще больше расскажут об этом после меня…мне же хотелось передать настроение, настроение и удовольствие от путешествия по Хорватии. Удалось мне?
  • Выбор фотографии
  • Все фотографии одной лентой
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
1
1
Поделиться ссылкой:
Комментировать   Мне нравится
Чтобы ставить отметку "Мне нравится" надо зарегистрироваться.
Для этого укажите ваш псевдоним и адрес email.
Псевдоним:
E-mail:
Пол:
Если вы уже зарегистрированы в сообществе,
введите ваши данные здесь

Показать все комментарии (7)

Ирина
Чудесная статья!!!! Спасибо автору)))
03.04.13 10:49
Жека-64
ОООО,Шупашкар!)))
03.04.13 10:56
Ирина
Да, да)))) Бывали видимо в наших краях)))). Вы кстати так хорошо все описали, что я даже к себе на страничку в Контакте отправила вашу ссылку, для перечитывания)))
03.04.13 11:08
Жека-64
Я часто бываю в Щени Шупашкар...моя Татьяна Ларина оттуда)))
P.S. про Хорватию у меня вообще-то много рассказов.
03.04.13 20:16
Ирина
ОООООООО, как чудесно!!!! Я горжусь вашим выбором тогда, и искренне желаю вам счастья семейного. Я в Дубровнике была в первый раз 26.10.2012г. Меня он очень впечатлил, вы очень правильно подметили канатную дорогу.............. Это зрелище)))))
03.04.13 20:35
ананас-2
Большое спасибо автору! Это чудесно....!
27.05.13 19:42
Жека-64
Спасибо ананас-2!
28.05.13 06:58
Чтобы оставлять комментарии надо зарегистрироваться.
Для этого укажите ваш псевдоним и адрес email.
Псевдоним:
E-mail:
Пол:
Если вы уже зарегистрированы в сообществе,
введите ваши данные здесь